Ничему так не повредила монополия, как самим императорским театрам,
потому что ничто так не вредит производительности всякого рода, как
отсутствие конкуренции.
Прежде, когда еще публики в Москве было в обрез по театру, дирекция,
чтоб не ослабить сборов, должна была постоянно заботиться об укомплектовании
труппы, об улучшении постановок, о возможном изяществе исполнения - и довела
драматический театр до той высокой степени совершенства, на которой он
находился в 40-х и 50-х годах. Когда же публика удесятерилась и за сборы
опасаться было нечего, тогда уж об улучшении драматического театра никакой
заботливости более не требовалось: как ни играй, что ни давай и как ни
давай, - сборы будут, потому что публике деваться больше некуда, конкуренции
нет, доход обеспечен; явилась возможность вести дело искусства как-нибудь,
спустя рукава; оставалось только начальству, чтобы показать свою
деятельность, сокращать расходы на драматическую труппу. Вот эта-то
возможность вести дело как-нибудь, без всякой заботы об искусстве,
|