Главное меню


Mitra Global CMS Mitra Global CMS Mitra Global CMS
  
Статьи
Частные театры
06.03.2012 13:08

 

О частных театрах много говорить не придется, частные театры, несмотря

ни на какие представления и ходатайства, не дозволяются. Остается только

сказать об одном случайно удавшемся предприятии и о том, что вышло из этого

предприятия при условиях, в какие поставила его дирекция привилегированных

театров. Вышло, как и следовало ожидать, немного удовольствия для публики,

еще меньше пользы для искусства и совершенное разорение предприимчивого

человека. Удача состояла в том, что на время этнографической выставки в

Москве, несмотря на отказ министерства двора, по ходатайству г. министра

внутренних дел, комитету выставки было разрешено устройство народного

театра. Дела этого театра шли довольно хорошо, публика была довольна, тем

более что императорский театр бездействовал, репертуар составлялся наудачу,

 

без соображения с требованием собравшейся в Москве публики.

Подробнее...
 
Любительские спектакли
04.03.2012 13:06

 

Любительские спектакли, домашние, благородные театры к развитию

драматического искусства не имеют почти никакого отношения: не для них пишут

авторы, не на них создается успех пьес, вследствие своей случайности и

разрозненности они не производят на все общество никакого влияния, а большею

частью служат для нескольких кружков знакомых между собою лиц приятным и,

 

конечно, не бесполезным времяпровождением.

Подробнее...
 
Теотральные примочки
01.03.2012 13:05

 

Выстроить в Москве Русский театр приличнее всего было бы городу, т. е.

думе, но она в настоящее время не имеет на такое употребление свободных

сумм; такой театр могут выстроить патриоты, почтенные представители богатого

московского купечества. Русский театр в Москве глазным образом нужен для

купцов, купцы его и выстроят; они будут в нем хозяевами, они знают, что им

нужно, они поведут свое дело безукоризненно, руководясь единственно

патриотическим желанием видеть процветание драматического искусства в своем

отечестве. При помощи специалистов драматического искусства и знатоков

 

сценического дела Русский театр в руках образованного купечества оснуется в

Подробнее...
 
О ПРИЧИНАХ УПАДКА ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА В МОСКВЕ
27.02.2012 13:05

 

 

Настоящее положение драматического искусства и вообще театрального дела

в России не может считаться удовлетворительным как по отношению к публике,

так и по отношению к драматическим писателям.

Я не буду говорить о провинциях; в них недостаточность развития

драматического искусства обусловливается причинами естественными: низким

уровнем образования, отсутствием потребности эстетических удовольствий,

скудостью материальных средств и пр. Изложенные причины устраняются сами

собою по мере развития образованности, в чем Общество русских драматических

писателей, в короткий период своего существования, успело уже наглядно

убедиться. Театры, бывшие в недавнее время исключительною принадлежностью

губернских городов и больших ярмарок, теперь начинают появляться и в

уездных, и количество их с каждым годом прибывает. В этом отношении

провинции гораздо счастливее столиц: там театральное дело развивается

соответственно потребности, там будет театров столько, сколько нужно.

В столицах же без преувеличения можно сказать, что театры существуют

только номинально. Цивилизующее влияние драматического искусства в столицах

не только ничтожно, но его положительно не существует для огромного

большинства публики.

Хотя стеснительные условия для сценических представлений и вообще для

изящного времяпровождения одинаковы и в Москве и в Петербурге, а

следовательно, и влияние тих стеснительных условий на публику одинаково, но

я позолю себе говорить в этой записке преимущественно Москве. Как коренной

житель Москвы, как человек, посвятивший всю свою деятельность московскому

театру и неразрывно с ним связанный в продолжение 35 лет, я вернее и точнее

могу представить публику Москвы и ее эстетические потребности.

Московская публика, для которой сценические представления и всякого

рода изящное времяпровождение стали насущною потребностью, создалась (так

же, как и в провинциях) в недавнее время... {Далее в рукописи пробел и

текст, совпадающий с "Запиской о положении драматического искусства в России

в настоящее время" со слов: "...тогда уж он большую часть билетов раздает

даром своим знакомым", кончая словами: "...наводнили сцену пьесами, которые

для свежих людей никакого значения не имеют" (см. стр. 117-119).}

Для буржуазной публики нужен театр роскошный, с очень дорогими местами,

артисты посредственные и репертуар переводный. Для публики понимающей и

чувствующей нужен театр с местами очень дешевыми и с отличной труппой; туда

буржуазия не пойдет.

Монополия сделала то, что русский писатель должен писать не для всей

русской публики, а только для публики Малого театра. И явились такие

писатели, которые стали, в уровень с зрителями; они и закрепили за собою

успех на этом театре. В этом им прилежно помогают фельетонисты, которые, за

положительным отсутствием умных и талантливых ценителей изящного, заменили

критиков. И если явится пьеса, сколько-нибудь выходящая из уровня

посредственности, то они в упрек ей говорят, что она не отвечает требованиям

зрительной залы. В этом убеждении публику поддерживают наши рецензенты.

Никогда театральная критика не была бестолковее, пристрастнее и озлобленнее,

чем в последнее время. И это очень понятно: на такой небольшой арене, как

зала Малого театра, происходит борьба за существование между десятком

оригинальных писателей и двумя стами переводчиков; за отсутствием в театре

серьезного искусства, люди науки и солидные литераторы его почти не

посещают; роль ценителей приняли на себя репортеры, фельетонисты и

корреспонденты газет и мелкой прессы - люди, не очень разборчивые на

средства. Все они заинтересованы, прямо или косвенно, в исходе пьесы, так

как они - или сами переводчики, или друзья переводчиков; успех оригинальной

пьесы им неприятен: пьеса может понравиться и поэтому пройти раза два-три

лишних и, значит, отнять место у переводных пьес и несколько рублей

поспектакльной платы у переводчиков. Вот главная причина озлобления наших

рецензентов. Надобно видеть, как хлопочут эти господа в первое представление

оригинальной пьесы известного литератора, как они уверяют публику, чуть не

божатся, что пьеса никуда не годится... Только в прежнее время в Малом

театре могли выдвинуться таланты и талантливые произведения; теперь уж это

было бы невозможно. Перед этой публикой две зимы играла Стрепетова - и ее не

заметили, пока она не побывала в Петербурге и в петербургских газетах не

напечатали, что это - огромный талант; перед этой публикой играет

другой большой и сильный талант - О. О. Садовская, и публика ее не

замечает...

Соответствует ли современное положение императорских театров своему

назначению - доставлять эстетическое удовольствие и действовать на

нравственное развитие общества?

Нет, не соответствует, да и не могло соответствовать, потому что

назначение, которое приведено в предлагаемом вопросе и в силу которого

существуют императорские театры, давно уже было забыто театральным

начальством, а преследовались им совсем иные цели. Когда императорские

театры, под управлением просвещенных деятелей, специалистов сценического

дела, достигли высокой степени совершенства, - театральная монополия

утратила повод, оправдывающий ее дальнейшее существование: она потеряла

raison d'etre. Монополию нельзя считать необходимою, вечною принадлежностью

императорского театра; на нее нужно было смотреть как на временную меру - и

никак не более. Всякая временная мера только и уместна при существовании тех

обстоятельств, которыми она вызвана, а по миновании их она по малой мере

мешает, а чаще приносит вред. Так и театральная монополия сначала была

нужна, потом терпелась с горем пополам, потом уж стала нетерпима, стала

наказанием божеским. Но она из временной меры хочет быть постоянною и не

только ничего не уступила изменившимся обстоятельствам, но окрепла,

затвердела в своем упорстве и сделалась силой. Но ведь и естественный рост

общества - сила, и право собственности - сила; в борьбе с этими силами

монополии придется рано или поздно уступить. Лучше уступить без борьбы:

бороться, хотя бы и успешно, против принципа собственности - подвиг не из

похвальных.

 

 
<< Первая < Предыдущая 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Следующая > Последняя >>

Страница 27 из 33
 
Mitra Global CMS Mitra Global CMS Mitra Global CMS