мини-погрузчики

Главное меню


Mitra Global CMS Mitra Global CMS Mitra Global CMS
  
Дело Кароля
09.04.2012 13:15

Очередная премьера «Театра 19» оставила хорошие, не немного неоднозначные впечатления. Прежде всего «Кароль» Славомира Мрожека получился, в своем роде, красивым комбинационным ходом – в 11-ю годовщину рождения театр вернулся к тому драматургу, пьесой которого начинал. Кстати, те самые «Эмигранты» Мрожека до сих пор успешно идут на малой сцене и «ездят» на гастроли, пережив некоторые другие более поздние и очень хорошие, кстати, спектакли.

К игре актеров и постановке нареканий быть не может – все проделано традиционно на высоком уровне. Что показательно, потому что на сцене задействованы не мэтры «Т19», вроде Бабкина и Дидыка, а молодые исполнители, которым еще только предстоит освоить «науку» привлекать зрителей в зал одним только упоминанием своей фамилии в афише. Возможно, «Кароль» и был задуман такой себе «тренировкой» для «обкатки» новой плеяды звёзд этого харьковского театра. Что, в принципе, многое объясняет.



Прежде всего – скоротечность и относительную простоту представления. Спектакль длится лишь около часа, а клубка идей и гениальных сценических ходов в нем, в отличие от тех же «Гамлета», «ЧМО» или «Дверей», не наблюдается. Это однозначно не тот случай, когда после вечера, проведенного в зрительном зале, еще долго перевариваешь увиденное, мучаешся вопросами, наслаждаешся недосказанностью и мощью оставленного намёка…

В пьесе «молодого поколения» театра все достаточно ясно и даже традиционно. Собственно, как и в самом процессе обучения и развития – по накатанному пути от простого к сложному… И что-то позволяет без зазрения совести сказать, что «Кароль» – это как раз проще, чем большинство других спектаклей из репертуара «Театра 19».

Что, впрочем, не означает – хуже. На «Кароля» нужно всего лишь правильно настроиться: прежде всего, не ожидать от премьеры очередного эмоционального и интеллектуального «разрыва», потому что завышенные (а точнее – неправильные) ожидания могут обернуться невосприятием постановки и неким разочарованием.

Стоит понимать, что «Кароль» был написан Мрожеком в далеком 1961 году и привязан к абсолютно конкретной общественной обстановке в отдельно взятой части суши того времени. Конечно, говорить о предательстве, ломке личности под воздействием грубой силы и угрозы расправы можно всегда, но в относительно свободной Восточной Европе 2000-х это все же не так актуально, как было при тоталитарных режимах пол века назад. Боюсь, лишь представители старшего возраста, заставшие показываемые на сцене реалии в жизни, могут по-настоящему оценить всю красоту игры, прочувствовать тонкость иносказаний, увидеть едва заметные нюансы. Молодежи, которая составляет большинство в зрительном зале «Театра 19», это близкое к автентичному, задуманое тогда Мрожеком, восприятие по вполне естественным причинам недоступно – даже при учете добросовестного знакомства с соответствующей учебной литературой.

Время не то. Действительно, время уже не то, потому что в иных спектаклях «Т19» проблемы, поднимаемые на сцене, оказываются куда большими по значению, чем тот фон, на котором происходит действие. А потому мысли и идеи переходят в некий абсолютный разряд. В «Кароле» же все завязано на конкретном историческом моменте, и именно в этом его драматургическая специфика. Он более реалистичен, чем иносказателен.

Внук и дедушка ушли. Кароли победили. А пьеса Мрожека осталась в качестве напоминания, до чего может деградировать общество, парализованное страхом. И какими жутко нелепыми выглядят потом самооправдания тех, кто выбрал позор и жизнь вместо героической смерти.

 

 
 
Mitra Global CMS Mitra Global CMS Mitra Global CMS