Московский Артистический кружок в видах доставления публике большого и
разнообразного эстетического удовольствия и для поддержания средств своего
существования предположил в своем Уставе ст. ["85"] давать в продолжение
года три публичных спектакля и столько же концертов. Устав Артистического
кружка получил " " апреля 1865 г. утверждение от господина министра
внутренних дел; но так как разрешение спектаклей и вообще публичных зрелищ
зависит от господина министра двора е. и. в., то старшины Артистического
кружка, желая исполнить возложенные на них Уставом обязанности относительно
поддержания средств Кружка и не находя других способов для упрочения своего
существования, ходатайствуют перед его сиятельством господином министром
двора о дозволении им привести в исполнение означенную статью своего Устава.
Вместе с тем старшины Артистического кружка, желая доставить своим
членам, людям общества, удовольствия чисто художественные, но до сих пор
недоступные для них, удовольствия под руководством способных чтецов и
артистов упражняться в чтении и представлении драматических сцен и отрывков,
ходатайствуют о дозволении им на их семейных музыкально-литературных вечерах
представления отдельных сцен, отрывков и одноактных пьесок. Такие вечера,
имея чисто семейный характер, развивая эстетический вкус и любовь к сцене в
любителях, могли б подготовлять полезных артистов и восполнять в Москве
недостаток драматической школы. Вечера эти, как и все прочие семейные вечера
Артистического кружка, должны быть без печатания подробных программ и без
продажи билетов. Артистический кружок в таких случаях, как это происходило и
доселе, ограничивается только общим извещением, что "такого-то числа будет в
Артистическом кружке семейный музыкально-литературный или
музыкально-драматический вечер". Старшины Артистического кружка, вполне
полагаясь на просвещенное сочувствие его сиятельства министра императорского
двора ко всему полезному и изящному, берут смелость обращаться к его
сиятельству как к источнику и руководителю изящных, цивилизующих и
облагораживающих душу удовольствий и повергнуть милостивому вниманию его
сиятельства свою просьбу, от разрешения которой зависит все существование
Артистического кружка в Москве.
[1866]
[ОБ АРТИСТИЧЕСКОМ КРУЖКЕ]
Причины основания Артистического кружка
Потребность изящного провождения времени, мирных удовольствий,
доставляемых искусством, и их благодетельного цивилизующего влияния для
общества, только наполовину развитого, чувствуется в Москве уже с давних пор
и очень осязательно. Приезжие знаменитости и дорогие выписные оркестры,
составляя роскошь жизни, доступны только немногим и то не часто, общество
смотрит на них как на праздничные удовольствия, интересные и дорогие только
по своей редкости; а между тем искусство, чтобы выполнять свое назначение,
должно постоянно сопровождать жизнь, быть дешево и доступно каждому члену
общества, во всякую минуту его досуга. Чтобы достигнуть этой цели, общество
должно само, у себя дома, найти и воспитать талантливых служителей искусства
и поддерживать их в жизни. Что Москва не оставалась равнодушной к
современным требованиям общественной жизни, свидетельствует учреждение Школы
живописи и ваяния, потом Музыкального общества и, наконец, в прошлом году
Консерватории. Но всех этих, поистине благодетельных, учреждений мало для
350 тысяч столичного населения: школы и консерватории только приготовляют
людей для общественного служения и прямого отношения к публике не имеют; а
Музыкальное общество имеет ограниченное число членов, исполняет
преимущественно строгие, классические пьесы, доступные только немногим
знатокам, и только значительным талантам дает возможность являться перед
публикой. Таким образом, и при существовании упомянутых учреждений искусство
в Москве не имело ни того объема, ни того значения, какое оно должно иметь,
а между тем, ввиду дружного движения всех классов общества по пути
нравственного развития, цивилизующая сила искусства становилась все нужнее и
нужнее. Московская публика состоит более чем наполовину из людей торговых, -
класса богатого и даровитого, но еще совершенно нового и не приготовленного
к общественной жизни: цивилизация коснулась его только вскользь, своей
внешней стороной; взамен неосмысленных, указанных грубыми природными
инстинктами удовольствий этот класс нуждается в удовольствиях более мирных и
облагораживающих. Кроме того, для художников, артистов-исполнителей, людей
большей частью необеспеченных, количество которых, сообразно потребностям
времени, увеличивается, требовалась новая арена, где бы они могли за
дарованные им богом способности и добытое трудом искусство приобретать себе
необходимое обеспечение для жизни. Но не одно только материальное
обеспечение, самая судьба даровитых личностей, их общественное и
нравственное положение вызывали попечительную заботливость как в людях,
принадлежащих к обществу, так и в лучших представителях артистического мира.
Приготовленные в школах не для жизни, а только для искусства, артисты
нуждаются в дальнейшем образовании и духовном развитии, манкированных при
усиленных специальных занятиях. Очень ощутительно сказывалась потребность
приподнять нравственный уровень артистов и уделить им между образованных
классов общества приличное и почетное положение, которым они, по
справедливости, должны пользоваться. К этим общественным нуждам, требующим
удовлетворения, присоединилось еще появившееся в последнее время в
литературе отрицательное направление, требующее противодействия. Вредные
следствия этого направления отразились и на публике, отвлекая некоторую
часть ее от возвышенных, облагораживающих удовольствий, и на артистах,
разрушая в них веру в святость их призвания и роняя почтенный и высоко
ценимый во всяком цивилизованном обществе класс даровитых личностей до
унизительного звания праздных потешников человечества. Все эти потребности и
нужды вызвали в людях, преданных искусству и сознающих его благодетельное
влияние, основание Артистического кружка.
Характер Артистического кружка
По Уставу Артистического кружка (статья 2-я) члены собираются ["a) для
исполнения музыкальных произведений классических как древних, так и новых, а
равно и современных композиторов; b) для исполнения и обсуждения
произведений членов кружка; c) для чтения литературных произведений; d) для
обмена мыслей о произведениях по всем отраслям искусств, об их теории и
практике; е) для доставления начинающим и не пользующимся известностью
приезжим в Москву артистам возможности ознакомиться с публикой"], и на
основании статей 102-106 [организуется денежная помощь нуждающемуся и
требующему скорой помощи артисту, художнику или их семействам].
Этими статьями Устава прямо определяется характер учреждения.
Артистический кружок не имеет ничего общего с другими клубами в Москве,
характер которых исключительно игорный; он, с одной стороны, представляет
возможность публике (т. е. членам-любителям) два раза в неделю, а иногда и
более, проводить приятно время, пользуясь эстетическими удовольствиями; с
другой стороны, доставляет средства артистам (членам действительным) как
известным, так и начинающим заявлять себя перед публикою; кроме того,
артистам выступающим дает возможность развиваться и совершенствоваться под
руководством артистов опытных, а бедным, не имеющим определенного содержания
или получающим незначительное жалование, дает средства зарабатывать себе
значительную материальную поддержку и всем артистам в случае непредвиденных
потерь или несчастий подает срочное пособие посредством воспомоществований,
ссуд и подписок в пользу их. Таким образом, Артистический кружок, являясь
посредствующим звеном между обществом и артистами, приносит пользу
нравственную и материальную.
Нравственная польза
Учреждение Артистического кружка: а) членам любителям и их семействам
доставляет приятное семейное времяпровождение, знакомит их с артистами и
дает возможность выбирать музыкальных учителей, дает средства любителям и
любительницам исполнять музыкальные пьесы перед публикой наряду с артистами;
такие исполнения, льстя самолюбию исполнителей, развивают и поддерживают в
обществе любовь к искусству и возможны только при существовании такого
учреждения, как Артистический кружок, б) Для артистов нравственная польза от
учреждения Артистического кружка, и теперь уже значительная, может быть
огромна. Люди, одаренные талантами, составляют украшение всякого общества, а
личности гениальные, выращенные на родной почве, становясь в уровень с
европейскими знаменитостями, питают в нас национальную гордость: кто откажет
нам в богатстве духовных сил, если на неразработанном и почти еще нетронутом
поле нашего искусства вырастают соперники Тальма, Фредерику Леметру, Листу,
Марио, [не разб.] и Канове! Но, гордясь громкими именами родных артистов,
общество не должно оставаться равнодушным к их частной жизни и в рамках
получаемых от них духовных наслаждений обязано оказать им свое охраняющее,
воспитывающее влияние. Рановременные потери для искусства гениальных
личностей и трагическая судьба их считаются у нас чем-то роковым и
неизбежным, а между тем в этих утратах, по большей части, виновато само
общество. Артист уже по своей художественной природе мало способен к
семейной жизни, желает постоянно быть на виду и ищет общественных
удовольствий; не имея возможности сходиться с людьми деловыми, серьезными и
основательно образованными, артист невольно увлекается кружками праздной,
богатой, неразвитой и не совсем нравственной молодежи, которая ищет артистов
для того, чтобы разнообразить свои шумные удовольствия и меценатство которой
выражается только обильными трактирными угощениями. В таком обществе все
вредно, все гибельно для артиста: и праздное провождение дорогого для
артиста времени; и фамильярность с пустыми людьми, от которых ничему нельзя
научиться, кроме дурного, фамильярность, убивающая в артисте уважение к
самому себе и к своему делу; и преувеличенные, бессмысленные, лишенные
здравой критики восхваления, развивающие в артистах раннюю самонадеянность и
отучающие их от умственного труда и изучения; и нетрезвость (чувств),
ведущая к преувеличению в выражении чувства и вообще ко всякой утрировке; и
неуважение артистических исполнений, требующих строгой подготовки, до
трактирных экспромтов, приучающих их к распущенности; и, наконец, всякие
излишества, рано разбивающие жизнь. Так погибли лучшие наши драматические
таланты: в Петербурге - Мартынов и Максимов, в Москве - Мочалов, Васильев,
Полтавцев и десятки хотя второстепенных, но талантливых и полезных актеров.
В других отраслях искусства число жертв беспорядочной жизни еще
значительнее. Чем свежее, чем богаче молодой человек задатками и силами, тем
скорее он гибнет. В учрежденном Артистическом кружке артист ставится в новое
положение: здесь он постоянно может пользоваться радушной и назидательной
беседой и дельными указаниями специалистов, здесь он постоянно в хорошем
обществе и вследствие того приучается к порядочности в одежде и манерах,
здесь, в виду почетных семейств и под надзором уважаемых личностей, для него
невозможны излишества, - здесь же он сводит хорошие знакомства и получает
доступ в семейные дома людей образованных. Музыканты, чтобы исполнять
серьезные произведения в стенах Артистического кружка, обязаны
предварительно готовиться и репетировать и тем приучаются к строгости и
отчетливости в исполнении. Артисты театральные получают здесь возможность
наблюдать манеры хорошего общества и вносить на сцену ту порядочность,
которой ей недостает. Кроме того, Артистический кружок предлагает артистам
свою библиотеку, составленную из книг и журналов русских и иностранных и
приноровленную к развитию артиста.
Материальная польза
Артистический кружок талантливым, но неизвестным еще или молодым
артистам дает средства заявлять себя, находить частные уроки или постоянную
службу: молодой скрипач Шрадин, ознакомившись с публикой в Артистическом
кружке, поступил в Московскую консерваторию адъюнктом, молодой русский тенор
Николаев поступил в императорский театр. Артистический кружок за исполнения
на своих музыкальных собраниях платит своим действительным членам. Во всяком
другом клубе члены могут только проживать деньги, а в Артистическом могут и
приобретать их. Принимая с благодарностью даровые услуги известных и
обеспеченных исполнителей, Артистический кружок артистам, получающим мало
жалованья, обремененным семейством и вообще недостаточно обеспеченным, дает
возможность честного приобретения. Талантливый пианист Вивьен, не имеющий
других средств для поддержания очень большого семейства, кроме частных
уроков, вследствие тяжелой и продолжительной болезни потерпел большой ущерб
в средствах существования; едва оправившемуся артисту и не имеющему еще сил
приняться за свои обычные труды Артистический кружок назначил постоянную
плату за легкий труд аккомпанирования и тем дал ему возможность значительно
поправить свои дела. Для летних вечеров в саду Артистический кружок взамен
неизящных цыган и тирольцев пригласил петь беднейших театральных артистов,
получающих по 100 руб. годового жалованья, и, платя за исполнение хоровых
пьес, оказывал им истинное благодеяние. В случае если бы потребовалась
артисту или его семейству скорая денежная помощь, Артистический кружок
открывает с этой целью в стенах своих подписку, выдает из своей кассы (на
основании 102-105 статей Устава) единовременное пособие и (на основании 106
статьи) производит заимообразные ссуды. Несчастных случаев, лишающих артиста
или его семейства всех средств существования и вызывающих скорое
единовременное пособие, в прошлом году, благодаря бога, было только два:
продолжительная болезнь и смерть талантливого драматического артиста
Полтавцева поставила его семейство в затруднительное положение,
Артистический кружок выдал из своей кассы бедной вдове его 100 руб., открыл
подписку на памятник, а члены Артистического кружка, товарищи покойного,
устроили в пользу его семейства литературно-музыкальный вечер, доставивший
значительный сбор; внезапная смерть музыканта Сакса вызвала также в
Артистическом кружке подписку в пользу его матери.
Гораздо большее и важнейшее значение имеют выдачи заимообразные:
семейные нужды, неожиданные траты делают людей, получающих ограниченное
содержание, жертвою ростовщиков. Класс артистов более других страдает от
этой общественной язвы: ростовщики, обеспеченные в получении долга вычетом
из жалованья, охотно предлагают бедным артистам мелкие суммы за 10% в месяц;
чем нужнее артисту деньги, тем выше беззаконные проценты, и артист,
переплатив из своего трудового жалованья вдвое или втрое занятую сумму, все
еще остается в долгу, гнетущем его нравственно и материально. Надобность в
деньгах, хотя и кратковременная, может привести в неловкое и затруднительное
положение не только бедного, но артиста и со средствами. Негласные выдачи
ссуды, по распоряжению и под поручительством старшин, принесли много пользы
и доставили Артистическому кружку искреннюю благодарность. Кроме того,
Артистический кружок, с целью поощрения талантливых артистов, открывал
подписку для поднесения им довольно ценных подарков. Такие подарки,
предложенные публично, от знатоков искусства, ценятся артистами высоко и
служат для них сильным побуждающим средством для дальнейшего
усовершенствования. В прошлом году Артистическим кружком были предложены
подарки: Рубинштейну в день его именин; в дни бенефисов - Садовскому,
Васильевой и Гранцевой и на музыкально-литературном вечере Горбунову за
участие его в артистических собраниях кружка.
Имея в виду, что в летнее время многие члены обязаны по службе в
продолжение целого дня оставаться в Москве (утром на репетициях, а вечером в
спектаклях), тогда как семейства их живут на дачах, отдаленных от города,
старшины сделали предложение, которое и было выбаллотировано: открывать
Артистический кружок в 12 часов дня и иметь в нем каждодневные дешевые обеды
по 75 коп., а потом и по 50 коп. Таким образом Артистический кружок сделался
для многих вторым домом.
|