Главное меню


Mitra Global CMS Mitra Global CMS Mitra Global CMS
  
ЗАПИСКА ОБ АРТИСТИЧЕСКОМ КРУЖКЕ
12.04.2012 06:47

 

Московский Артистический кружок в видах доставления публике большого и

разнообразного эстетического удовольствия и для поддержания средств своего

существования предположил в своем Уставе ст. ["85"] давать в продолжение

года три публичных спектакля и столько же концертов. Устав Артистического

кружка получил " " апреля 1865 г. утверждение от господина министра

внутренних дел; но так как разрешение спектаклей и вообще публичных зрелищ

зависит от господина министра двора е. и. в., то старшины Артистического

кружка, желая исполнить возложенные на них Уставом обязанности относительно

поддержания средств Кружка и не находя других способов для упрочения своего

существования, ходатайствуют перед его сиятельством господином министром

двора о дозволении им привести в исполнение означенную статью своего Устава.

 

Вместе с тем старшины Артистического кружка, желая доставить своим

 

членам, людям общества, удовольствия чисто художественные, но до сих пор

недоступные для них, удовольствия под руководством способных чтецов и

артистов упражняться в чтении и представлении драматических сцен и отрывков,

ходатайствуют о дозволении им на их семейных музыкально-литературных вечерах

представления отдельных сцен, отрывков и одноактных пьесок. Такие вечера,

имея чисто семейный характер, развивая эстетический вкус и любовь к сцене в

любителях, могли б подготовлять полезных артистов и восполнять в Москве

недостаток драматической школы. Вечера эти, как и все прочие семейные вечера

Артистического кружка, должны быть без печатания подробных программ и без

продажи билетов. Артистический кружок в таких случаях, как это происходило и

доселе, ограничивается только общим извещением, что "такого-то числа будет в

Артистическом кружке семейный музыкально-литературный или

музыкально-драматический вечер". Старшины Артистического кружка, вполне

полагаясь на просвещенное сочувствие его сиятельства министра императорского

двора ко всему полезному и изящному, берут смелость обращаться к его

сиятельству как к источнику и руководителю изящных, цивилизующих и

облагораживающих душу удовольствий и повергнуть милостивому вниманию его

сиятельства свою просьбу, от разрешения которой зависит все существование

Артистического кружка в Москве.

 

[1866]

 

 

[ОБ АРТИСТИЧЕСКОМ КРУЖКЕ]

 

Причины основания Артистического кружка

 

Потребность изящного провождения времени, мирных удовольствий,

доставляемых искусством, и их благодетельного цивилизующего влияния для

общества, только наполовину развитого, чувствуется в Москве уже с давних пор

и очень осязательно. Приезжие знаменитости и дорогие выписные оркестры,

составляя роскошь жизни, доступны только немногим и то не часто, общество

смотрит на них как на праздничные удовольствия, интересные и дорогие только

по своей редкости; а между тем искусство, чтобы выполнять свое назначение,

должно постоянно сопровождать жизнь, быть дешево и доступно каждому члену

общества, во всякую минуту его досуга. Чтобы достигнуть этой цели, общество

должно само, у себя дома, найти и воспитать талантливых служителей искусства

и поддерживать их в жизни. Что Москва не оставалась равнодушной к

современным требованиям общественной жизни, свидетельствует учреждение Школы

живописи и ваяния, потом Музыкального общества и, наконец, в прошлом году

Консерватории. Но всех этих, поистине благодетельных, учреждений мало для

350 тысяч столичного населения: школы и консерватории только приготовляют

людей для общественного служения и прямого отношения к публике не имеют; а

Музыкальное общество имеет ограниченное число членов, исполняет

преимущественно строгие, классические пьесы, доступные только немногим

знатокам, и только значительным талантам дает возможность являться перед

публикой. Таким образом, и при существовании упомянутых учреждений искусство

в Москве не имело ни того объема, ни того значения, какое оно должно иметь,

а между тем, ввиду дружного движения всех классов общества по пути

нравственного развития, цивилизующая сила искусства становилась все нужнее и

нужнее. Московская публика состоит более чем наполовину из людей торговых, -

класса богатого и даровитого, но еще совершенно нового и не приготовленного

к общественной жизни: цивилизация коснулась его только вскользь, своей

внешней стороной; взамен неосмысленных, указанных грубыми природными

инстинктами удовольствий этот класс нуждается в удовольствиях более мирных и

облагораживающих. Кроме того, для художников, артистов-исполнителей, людей

большей частью необеспеченных, количество которых, сообразно потребностям

времени, увеличивается, требовалась новая арена, где бы они могли за

дарованные им богом способности и добытое трудом искусство приобретать себе

необходимое обеспечение для жизни. Но не одно только материальное

обеспечение, самая судьба даровитых личностей, их общественное и

нравственное положение вызывали попечительную заботливость как в людях,

принадлежащих к обществу, так и в лучших представителях артистического мира.

Приготовленные в школах не для жизни, а только для искусства, артисты

нуждаются в дальнейшем образовании и духовном развитии, манкированных при

усиленных специальных занятиях. Очень ощутительно сказывалась потребность

приподнять нравственный уровень артистов и уделить им между образованных

классов общества приличное и почетное положение, которым они, по

справедливости, должны пользоваться. К этим общественным нуждам, требующим

удовлетворения, присоединилось еще появившееся в последнее время в

литературе отрицательное направление, требующее противодействия. Вредные

следствия этого направления отразились и на публике, отвлекая некоторую

часть ее от возвышенных, облагораживающих удовольствий, и на артистах,

разрушая в них веру в святость их призвания и роняя почтенный и высоко

ценимый во всяком цивилизованном обществе класс даровитых личностей до

унизительного звания праздных потешников человечества. Все эти потребности и

нужды вызвали в людях, преданных искусству и сознающих его благодетельное

влияние, основание Артистического кружка.

 

Характер Артистического кружка

 

По Уставу Артистического кружка (статья 2-я) члены собираются ["a) для

исполнения музыкальных произведений классических как древних, так и новых, а

равно и современных композиторов; b) для исполнения и обсуждения

произведений членов кружка; c) для чтения литературных произведений; d) для

обмена мыслей о произведениях по всем отраслям искусств, об их теории и

практике; е) для доставления начинающим и не пользующимся известностью

приезжим в Москву артистам возможности ознакомиться с публикой"], и на

основании статей 102-106 [организуется денежная помощь нуждающемуся и

требующему скорой помощи артисту, художнику или их семействам].

Этими статьями Устава прямо определяется характер учреждения.

Артистический кружок не имеет ничего общего с другими клубами в Москве,

характер которых исключительно игорный; он, с одной стороны, представляет

возможность публике (т. е. членам-любителям) два раза в неделю, а иногда и

более, проводить приятно время, пользуясь эстетическими удовольствиями; с

другой стороны, доставляет средства артистам (членам действительным) как

известным, так и начинающим заявлять себя перед публикою; кроме того,

артистам выступающим дает возможность развиваться и совершенствоваться под

руководством артистов опытных, а бедным, не имеющим определенного содержания

или получающим незначительное жалование, дает средства зарабатывать себе

значительную материальную поддержку и всем артистам в случае непредвиденных

потерь или несчастий подает срочное пособие посредством воспомоществований,

ссуд и подписок в пользу их. Таким образом, Артистический кружок, являясь

посредствующим звеном между обществом и артистами, приносит пользу

нравственную и материальную.

 

Нравственная польза

 

Учреждение Артистического кружка: а) членам любителям и их семействам

доставляет приятное семейное времяпровождение, знакомит их с артистами и

дает возможность выбирать музыкальных учителей, дает средства любителям и

любительницам исполнять музыкальные пьесы перед публикой наряду с артистами;

такие исполнения, льстя самолюбию исполнителей, развивают и поддерживают в

обществе любовь к искусству и возможны только при существовании такого

учреждения, как Артистический кружок, б) Для артистов нравственная польза от

учреждения Артистического кружка, и теперь уже значительная, может быть

огромна. Люди, одаренные талантами, составляют украшение всякого общества, а

личности гениальные, выращенные на родной почве, становясь в уровень с

европейскими знаменитостями, питают в нас национальную гордость: кто откажет

нам в богатстве духовных сил, если на неразработанном и почти еще нетронутом

поле нашего искусства вырастают соперники Тальма, Фредерику Леметру, Листу,

Марио, [не разб.] и Канове! Но, гордясь громкими именами родных артистов,

общество не должно оставаться равнодушным к их частной жизни и в рамках

получаемых от них духовных наслаждений обязано оказать им свое охраняющее,

воспитывающее влияние. Рановременные потери для искусства гениальных

личностей и трагическая судьба их считаются у нас чем-то роковым и

неизбежным, а между тем в этих утратах, по большей части, виновато само

общество. Артист уже по своей художественной природе мало способен к

семейной жизни, желает постоянно быть на виду и ищет общественных

удовольствий; не имея возможности сходиться с людьми деловыми, серьезными и

основательно образованными, артист невольно увлекается кружками праздной,

богатой, неразвитой и не совсем нравственной молодежи, которая ищет артистов

для того, чтобы разнообразить свои шумные удовольствия и меценатство которой

выражается только обильными трактирными угощениями. В таком обществе все

вредно, все гибельно для артиста: и праздное провождение дорогого для

артиста времени; и фамильярность с пустыми людьми, от которых ничему нельзя

научиться, кроме дурного, фамильярность, убивающая в артисте уважение к

самому себе и к своему делу; и преувеличенные, бессмысленные, лишенные

здравой критики восхваления, развивающие в артистах раннюю самонадеянность и

отучающие их от умственного труда и изучения; и нетрезвость (чувств),

ведущая к преувеличению в выражении чувства и вообще ко всякой утрировке; и

неуважение артистических исполнений, требующих строгой подготовки, до

трактирных экспромтов, приучающих их к распущенности; и, наконец, всякие

излишества, рано разбивающие жизнь. Так погибли лучшие наши драматические

таланты: в Петербурге - Мартынов и Максимов, в Москве - Мочалов, Васильев,

Полтавцев и десятки хотя второстепенных, но талантливых и полезных актеров.

В других отраслях искусства число жертв беспорядочной жизни еще

значительнее. Чем свежее, чем богаче молодой человек задатками и силами, тем

скорее он гибнет. В учрежденном Артистическом кружке артист ставится в новое

положение: здесь он постоянно может пользоваться радушной и назидательной

беседой и дельными указаниями специалистов, здесь он постоянно в хорошем

обществе и вследствие того приучается к порядочности в одежде и манерах,

здесь, в виду почетных семейств и под надзором уважаемых личностей, для него

невозможны излишества, - здесь же он сводит хорошие знакомства и получает

доступ в семейные дома людей образованных. Музыканты, чтобы исполнять

серьезные произведения в стенах Артистического кружка, обязаны

предварительно готовиться и репетировать и тем приучаются к строгости и

отчетливости в исполнении. Артисты театральные получают здесь возможность

наблюдать манеры хорошего общества и вносить на сцену ту порядочность,

которой ей недостает. Кроме того, Артистический кружок предлагает артистам

свою библиотеку, составленную из книг и журналов русских и иностранных и

приноровленную к развитию артиста.

 

Материальная польза

 

Артистический кружок талантливым, но неизвестным еще или молодым

артистам дает средства заявлять себя, находить частные уроки или постоянную

службу: молодой скрипач Шрадин, ознакомившись с публикой в Артистическом

кружке, поступил в Московскую консерваторию адъюнктом, молодой русский тенор

Николаев поступил в императорский театр. Артистический кружок за исполнения

на своих музыкальных собраниях платит своим действительным членам. Во всяком

другом клубе члены могут только проживать деньги, а в Артистическом могут и

приобретать их. Принимая с благодарностью даровые услуги известных и

обеспеченных исполнителей, Артистический кружок артистам, получающим мало

жалованья, обремененным семейством и вообще недостаточно обеспеченным, дает

возможность честного приобретения. Талантливый пианист Вивьен, не имеющий

других средств для поддержания очень большого семейства, кроме частных

уроков, вследствие тяжелой и продолжительной болезни потерпел большой ущерб

в средствах существования; едва оправившемуся артисту и не имеющему еще сил

приняться за свои обычные труды Артистический кружок назначил постоянную

плату за легкий труд аккомпанирования и тем дал ему возможность значительно

поправить свои дела. Для летних вечеров в саду Артистический кружок взамен

неизящных цыган и тирольцев пригласил петь беднейших театральных артистов,

получающих по 100 руб. годового жалованья, и, платя за исполнение хоровых

пьес, оказывал им истинное благодеяние. В случае если бы потребовалась

артисту или его семейству скорая денежная помощь, Артистический кружок

открывает с этой целью в стенах своих подписку, выдает из своей кассы (на

основании 102-105 статей Устава) единовременное пособие и (на основании 106

статьи) производит заимообразные ссуды. Несчастных случаев, лишающих артиста

или его семейства всех средств существования и вызывающих скорое

единовременное пособие, в прошлом году, благодаря бога, было только два:

продолжительная болезнь и смерть талантливого драматического артиста

Полтавцева поставила его семейство в затруднительное положение,

Артистический кружок выдал из своей кассы бедной вдове его 100 руб., открыл

подписку на памятник, а члены Артистического кружка, товарищи покойного,

устроили в пользу его семейства литературно-музыкальный вечер, доставивший

значительный сбор; внезапная смерть музыканта Сакса вызвала также в

Артистическом кружке подписку в пользу его матери.

Гораздо большее и важнейшее значение имеют выдачи заимообразные:

семейные нужды, неожиданные траты делают людей, получающих ограниченное

содержание, жертвою ростовщиков. Класс артистов более других страдает от

этой общественной язвы: ростовщики, обеспеченные в получении долга вычетом

из жалованья, охотно предлагают бедным артистам мелкие суммы за 10% в месяц;

чем нужнее артисту деньги, тем выше беззаконные проценты, и артист,

переплатив из своего трудового жалованья вдвое или втрое занятую сумму, все

еще остается в долгу, гнетущем его нравственно и материально. Надобность в

деньгах, хотя и кратковременная, может привести в неловкое и затруднительное

положение не только бедного, но артиста и со средствами. Негласные выдачи

ссуды, по распоряжению и под поручительством старшин, принесли много пользы

и доставили Артистическому кружку искреннюю благодарность. Кроме того,

Артистический кружок, с целью поощрения талантливых артистов, открывал

подписку для поднесения им довольно ценных подарков. Такие подарки,

предложенные публично, от знатоков искусства, ценятся артистами высоко и

служат для них сильным побуждающим средством для дальнейшего

усовершенствования. В прошлом году Артистическим кружком были предложены

подарки: Рубинштейну в день его именин; в дни бенефисов - Садовскому,

Васильевой и Гранцевой и на музыкально-литературном вечере Горбунову за

участие его в артистических собраниях кружка.

Имея в виду, что в летнее время многие члены обязаны по службе в

продолжение целого дня оставаться в Москве (утром на репетициях, а вечером в

спектаклях), тогда как семейства их живут на дачах, отдаленных от города,

старшины сделали предложение, которое и было выбаллотировано: открывать

Артистический кружок в 12 часов дня и иметь в нем каждодневные дешевые обеды

по 75 коп., а потом и по 50 коп. Таким образом Артистический кружок сделался

для многих вторым домом.

 

 
 
Mitra Global CMS Mitra Global CMS Mitra Global CMS